Телефон/Факс:
(8635) 24-02-44
государственное казённое учреждение социального
обслуживания Ростовской области центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей,
"Новочеркасский центр помощи детям № 1"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р
52888-
2007
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
Москва
Стандартинформ
2008
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ«О техническом регулировании», а правила применения национальныхстандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАНФедеральным государственным унитарным предприятием «Российскийнаучно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценкесоответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2. ВНЕСЕН Техническимкомитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию иметрологии от 27 декабря 2007г. № 561-ст
4.В настоящем стандарте реализованы нормы следующих федеральных законов:
- от 7февраля 1992 г.№ 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- от 2августа 1995 г.№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- от 24ноября 1995 г.№ 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- от 10декабря 1995 г.№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации»;
- от 27декабря 2002 г.№ 184-ФЗ «О техническомрегулировании»
5. Настоящий стандартразработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации
6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуетсяв ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», атекст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях«Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящегостандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячноиздаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующаяинформация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системеобщего пользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
5. Общие требования к персоналу учреждений
6. Требования к должностям и профессиям персонала учреждения
6.1. Требования к директору учреждения
6.2. Требования к заместителю директора учреждения
6.3. Требования к заведующему отделом (отделением)
6.4. Требования к специалисту по социальной работе.
6.5. Требования к социологу
6.6. Требования к социальному работнику
6.7. Требования к психологу
6.8. Требования к социальному педагогу
6.9.Требования к воспитателю
6.10. Требования к юристу (юрисконсульту)
6.11. Требования к медицинскому персоналу
6.12. Требования к педагогу-психологу (сурдопедагогу, педагогу-логопеду, педагогу дополнительного образования)
6.13. Требования к преподавателю (учителю), в том числе к учителю-дефектологу
6.14. Требования к культорганизатору
6.15. Требования к инструктору по труду
6.16. Требования к инструктору производственного обучения рабочих массовых профессий
6.17. Требования к музыкальному руководителю
6.18. Требования к работникам, обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность учреждения
Библиография
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
Social service of the population. Requirements to the personnel of social service establishments
Дата введения - 2009-01-01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреждений социальногообслуживания (далее - учреждения), принимающему непосредственное участие в предоставлениисоциальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений.
Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.
2. Нормативные ссылки
Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТР 52142-2003 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг.
ГОСТР 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальныхуслуг.
ГОСТ Р52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
ГОСТР 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учрежденийсоциального обслуживания.
Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочныхстандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сетиИнтернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальныестандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и посоответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованнымв текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользованиинастоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в которомдана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
4. Общие положения
4.1.Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов(пункт4предисловия к стандарту), ГОСТР 52142, ГОСТР 52143, ГОСТ Р 52495,ГОСТР 52498.
4.2.Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населениюдолжна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами,установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации»:
-адресность;
-доступность;
-добровольность;
-гуманность;
-приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;
-конфиденциальность;
-профилактическая направленность.
4.2.1.Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставлятьсяконкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям всоциально опасном положении для поддержания достойных условий существования сучетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по ихудовлетворению.
4.2.2.Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненнойситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированныегосударством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.
4.2.3.Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданамможет осуществляться только при условии их добровольного согласия на получениеуслуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.
4.2.4.Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услугдолжны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота,справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должныучитываться их физическое и психическое состояние.
4.2.5.Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетнимозначает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социальнонезащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться впервоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персоналаучреждений.
4.2.6.Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социальногообслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшиеизвестными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну,а при необходимости оказывать услуги анонимно.
4.2.7.Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должныоказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, исемьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактикиразличных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов,разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы,бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию.
Внастоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений итребования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающихнепосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающихдеятельность этих учреждений.
5. Общие требования кперсоналу учреждений
5.1.К персоналу учреждения относятся:
а)директор учреждения;
б)заместитель директора;
в)заведующий отделением;
г)специалист по социальной работе;
д)социолог;
е)социальный работник;
ж)психолог;
и)социальный педагог;
к)воспитатель;
л)юрист (юрисконсульт);
м)медицинский персонал (врач-терапевт, психотерапевт, педиатр, невропатолог,психиатр, стоматолог, гинеколог, хирург, отоларинголог, окулист, нарколог,логопед, сексопатолог и др.; фельдшер; медсестра; старшая медсестра, санитар;акушерка; фармацевт, инструктор ЛФК и др.);
н)педагог-психолог;
п)преподаватель (учитель);
р)культорганизатор;
с)инструктор по труду;
т)инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;
у)музыкальный руководитель;
ф)работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения(главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, шеф-повар, повар, официант, мойщикпосуды, заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик,парикмахер, техник, лифтер, дворник и др.)
5.2.Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в должностныхинструкциях, утвержденных директором учреждения.
5.3.Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреждения, исходяиз требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работыкаждого учреждения.
5.4. Персонал учреждения должен:
а)иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационнымтребованиям, установленным для данной профессии [1],[2],[3];
б)знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и нормативныедокументы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а такжедолжностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы ираспоряжения администрации учреждения;
в)проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка иорганизацией работы учреждения перед поступлением на работу;
г)знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
д)знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, скоторыми он работает, а также правила техники безопасности, охраны труда,пожарной безопасности;
е)проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении наработу, а в период работы - периодические медицинские осмотры;
ж)обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровьяклиентов учреждения, сохранность их имущества;
и)повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки ипрофессиональной поддержки (супервизии);
к)соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения;
л)обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокимиморальными и морально-этическим качествами, чувством ответственности ируководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективностии доброжелательности;
м)при оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость,вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать ихфизическое и психологическое состояние.
6. Требования кдолжностям и профессиям персонала учреждения
6.1.Требования к директору учреждения
Директоручреждения должен:
6.1.1. Иметь соответствующее образование; знатьзаконы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации,другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях,регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания; теорию иметодику социальной работы; быть в курсе достижений современнойпсихолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенностиучреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основыэкономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства;организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормыохраны труда, техники безопасности, производственной безопасности; владетьтеорией и практикой управления персоналом учреждения.
6.1.2.Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Уставом учрежденияи Положением об учреждении и заключенным трудовым договором, представлятьучреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах иучреждениях.
6.1.3.Определять структуру управления учреждением, штатное расписание.
6.1.4.Осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих натерритории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержкеи предоставлении социальных услуг.
6.1.5.Организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреждения -гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в социально опасномположении всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых,социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических,социально-экономических, социально-правовых); рассматривать заявления ипредложения граждан по вопросам социального обслуживания и приниматьсоответствующие меры по их реализации.
6.1.6.Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по социальному обслуживаниюклиентов учреждения.
6.1.7.Обеспечивать оснащение учреждения современными техническими средствамиреабилитации и ухода за клиентами.
6.1.8.Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определятьдолжностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учрежденияквалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудовогозаконодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для трудаспециалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологическийклимат в коллективе.
6.1.9.Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственнойдисциплины.
6.1.10.Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения.
6.1.11.Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручатьвыполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностнымлицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения.
6.1.12.Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учрежденияхи организациях, распоряжаться в установленном законодательством порядкеимуществом и средствами учреждения, заключать договоры, выдавать доверенности,открывать в банке текущие счета учреждения.
6.1.13.Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников,применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения.
6.1.14.Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а такжесредств, поступающих из других источников.
6.1.15.Организовывать мероприятия по профессиональной (супервизорской) поддержкесотрудников, профилактике их профессионального выгорания.
6.2.Требования к заместителю директора учреждения
Заместительдиректора учреждения должен:
6.2.1.Соответствовать требованиям, указанным в 6.1.1настоящего стандарта.
6.2.2.Обеспечивать административно-хозяйственную и производственную работу учрежденияпо всем направлениям его деятельности, решать финансовые и хозяйственныевопросы, выполнять распоряжения и поручения директора, связанные с организациейработы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всегокомплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методовработы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода заклиентами.
6.2.3.Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений,осуществлять профессиональную (супервизорскую) поддержку персонала.
6.2.4.Обеспечивать активное сотрудничество с предприятиями и организациями,находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественнымиорганизациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей - клиентов учреждения.
6.2.5.Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы,соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет ихранение документов.
6.3.Требования к заведующему отделом (отделением)
Заведующийотделом (отделением) должен:
6.3.1.Иметь соответствующее образование; знать теорию и методику социальной работы,психологии, медицины и т.п., в зависимости от профиля отдела (отделения),законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другиенормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видовсоциальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защитынаселения, теорию и практику управления персоналом.
6.3.2.Осуществлять общее руководство работой отдела (отделения), подбор и обучениесотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностьюсотрудников, выполнять поручения директора, указанные в 6.1.1.
6.3.3.Организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отдела (отделения)граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей нуждающихся всоциальном обслуживании; рассматривать заявления и предложения граждан повопросам социального обслуживания и принимать меры по их реализации;организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых услуг.
6.3.4.Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуггражданам и семьям - клиентам отдела (отделения), проводить регулярный контрольза объемом и качеством предоставляемых услуг.
6.3.5.Проводить анализ работы отдела (отделения) и ее прогнозирование, внедрять новыесоциальные технологии, разнообразные виды социальной помощи, формы и способы ееоказания.
6.3.6.Определять объем работы сотрудников отдела (отделения) с учетом характерапредоставляемых услуг и специфики территории обслуживания.
6.3.7.Информировать руководство учреждения о недостатках в социальном обслуживанииклиентов отдела (отделения), принимаемых мерах по их устранению, вноситьпредложения по совершенствованию форм и методов обслуживания.
6.3.8.Осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций,общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентамотдела (отделения).
6.3.9.Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания клиентов отдела(отделения) с территориальными органами и учреждениями здравоохранения,культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями.
6.3.10.Обеспечивать сохранность материальных ценностей, отвечать за ведение документации,учет и отчетность отдела (отделения).
6.3.11.Осуществлять мероприятия по соблюдению в отделе (отделении)санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов.
6.3.12.Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов,аппаратуры для принятия необходимых мер по устранению обнаруженныхнеисправностей.
6.3.13.Организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отдела (отделения),обеспечивать, при необходимости, вызов экстренных служб (милиции, скоройпомощи, пожарной команды).
6.3.14.Разрабатывать критерии оценки качества предоставления социальных услуг.
6.3.15.Осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала и профилактикепрофессионального выгорания.
6.4.Требования к специалисту по социальной работе.
Специалистпо социальной работе должен:
6.4.1.Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы;основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы,постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовыеакты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учрежденийсоциального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практическойсоциальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения;национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народныетрадиции.
6.4.2.Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, семьи иотдельных граждан, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуациии нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг,осуществлять их социальный патронаж.
6.4.3.Устанавливать причины, по которым граждане и их семьи оказались в труднойжизненной ситуации, определять характер и объем необходимых им социальных услуг(социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических,социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).
6.4.4.Содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельныхграждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов самопомощи ивзаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми.
6.4.5.Вести необходимую документацию на вверенном участке работы.
6.4.6.Консультировать по различным вопросам, связанным с предоставлением социальныхуслуг.
6.4.7.Помогать в оформлении документов, необходимых для принятия нуждающихся гражданна социальное обслуживание (постоянное или временное) или для опеки ипопечительства, содействовать в помещении нуждающихся в стационарные лечебныеучреждения.
6.4.8.Представлять в соответствующие органы и учреждения материалы и документы дляпредъявления исков о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки,попечительства и т.д.
6.4.9.Содействовать клиентам учреждения в улучшении социально-экономических условийих жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации.
6.4.10.Организовывать работу, направленную на избавление клиентов от алкогольной итоксической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей в противоправнуюдеятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам.
6.4.11.Организовывать и оказывать социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимсябез попечения родителей.
6.4.12.Участвовать в работе по профилактике асоциального поведения, социальногосиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальнойреабилитации и адаптации.
6.4.13.Содействовать организации социального патронажа детей, склонных кпротивоправным действиям.
6.4.14.Организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей ивыступать, в необходимых случаях, в качестве их общественного защитника в суде.
6.4.15.Участвовать в работе по формированию социальной политики, развитию сетиучреждений на обслуживаемой территории.
6.4.16.Участвовать в организации отдыха, оздоровления и лечения детей, семейных идетских праздников, конкурсов, викторин, соревнований.
6.4.17.Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых социальных услуг,прогнозировать перспективы их развития.
6.4.18.Содействовать созданию клубов, объединений, групп взаимопомощи, способствующихобъединению семей и отдельных граждан по интересам.
6.4.19.Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.
6.4.20.Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров.
6.4.21.Организовывать и осуществлять социальный патронаж малообеспеченных граждан исемей.
6.5.Требования к социологу
Социологдолжен:
6.5.1.Иметь соответствующее образование; знать законы и нормативные акты,регулирующие деятельность социальных служб, теорию и практику социальной работыи социального администрирования; знать методику и методологию проведениясоциологических исследований; экономику и финансы социальных служб; социальнуюи экономическую статистику; социальную этнографию и демографию; основытрудового, гражданского и уголовного права; основы маркетинга и менеджмента;знать основы законодательства по охране труда; основы предпринимательства;основы конфликтологии.
6.5.2.Консультировать отдельных граждан и семьи по вопросам их самообеспечения,развития семейного предпринимательства, надомных промыслов.
6.5.3.Проводить оценку и анализ социально-демографических характеристик населения,проживающего на территории, обслуживаемой учреждением.
6.5.4.Определять тенденции социально- экономического развития населения, выявлятьпричины его неблагополучия.
6.5.5.Выявлять и учитывать мнение населения о качестве и содержании оказываемыхсоциальных услуг, перспективах потребности в них.
6.5.6.Разрабатывать предложения по совершенствованию социальной работы учреждения.
6.5.7.Анализировать объем и качество предоставляемых учреждением социальных услуг.
6.5.8.Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.
6.6.Требования к социальному работнику
Социальныйработник должен:
6.6.1.Знать нормативные документы по организации предоставления социальных услуггражданам и семьям - клиентам учреждения на дому, санитарно-гигиеническиетребования по уходу за ними в домашних условиях, основы психологии граждан,приемы оказания неотложной доврачебной помощи, основы законодательства в сфересоциальной защиты граждан.
6.6.2.Обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами,промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача.
6.6.3.Содействовать в оказании помощи в уборке жилых помещений, протапливать печи (впомещениях без центрального отопления), сдавать вещи в стирку, ремонт,оплачивать коммунальные и другие услуги.
6.6.4.При необходимости оказывать содействие в ремонте жилого помещения, обеспечениитопливом.
6.6.5.Оказывать содействие в поддержании гражданами контактов с родными и близкими,написании писем, составлении заявлений, ознакомлении с печатными изданиями.
6.6.6.При необходимости оказывать помощь обслуживаемым гражданам в поддержании правилличной гигиены, иметь постоянные контакты с их лечащими врачами.
6.6.7.Оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладываниекомпрессов, горчичников.
6.6.8.Вызывать врача на дом, сопровождать обслуживаемых граждан в лечебныеучреждения, посещать их при помещении в больницу.
6.6.9.В случае необходимости оказывать помощь в вопросах пенсионного обеспечения,предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат, правовыхуслуг.
6.6.10.Обеспечивать взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения,социального обслуживания и др. в целях наиболее эффективного оказания услугклиентам.
6.6.11.Организовывать оказание ритуальных услуг.
6.7.Требования к психологу
Психологдолжен:
6.7.1.Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладатьзнаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии,психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационнойработы; знать методы социально-психологического обслуживания населения; знатьосновы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в областисоциальной защиты населения.
6.7.2.Обеспечивать психологическую защищенность клиентов учреждения, предоставлять имсоциально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией.
6.7.3.Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт клиентовучреждения:
а)формировать психологическую культуру клиентов учреждения в сферемежличностного, семейного, родительского общения;
б)осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическуюпомощь в преодолении конфликтов;
в)оказывать психологическую помощь клиентам в социальной адаптации к изменяющимсясоциально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих,интеллектуальных, духовных и физических ресурсов людей для выхода из кризисногосостояния;
г)проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в областипсихологии;
д)использовать в своей работе научные методы и технологии психологическойдиагностики, анализа, консультирования и коррекции;
е)соблюдать принципы и нормы профессиональной этики;
ж)проводить психодиагностику различного профиля и назначения и психологическоеконсультирование.
6.7.4.Участвовать в проводимой учреждением реабилитационной деятельности.
6.7.5.Участвовать в деятельности по психологической реабилитации и супервизорскойподдержке работников учреждения.
6.8.Требования к социальному педагогу
Социальныйпедагог должен:
6.8.1.Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документыпо вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового исемейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальнойпедагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знатьсоциально-педагогические и диагностические методики.
6.8.2.Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защитеклиентов (в первую очередь - детей) в учреждении и по месту жительства.
6.8.3.Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности исоциальные навыки клиентов (в первую очередь - детей), условия их жизни.
6.8.4.Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременнооказывать им социальную помощь и поддержку.
6.8.5.Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлятьих практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.
6.8.6.Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений междуклиентами учреждения.
6.8.7.Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями,специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями воказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве,детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненнуюситуацию.
6.8.8.Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентовучреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальнойреабилитации.
6.8.9.Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации.
6.8.10.Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.
6.9.Требованияк воспитателю
Воспитательдолжен:
6.9.1.Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документыпо вопросам образования, педагогику, психологию, возрастную физиологию игигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методикувоспитательной работы; основы государственной молодежной политики, основыгражданского и трудового законодательства.
6.9.2.Планировать и организовывать жизнедеятельность детей - клиентов учреждения иосуществлять их воспитание; проводить повседневную работу, обеспечивающуюсоздание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной итрудовой адаптации.
6.93.Использовать разнообразные приемы, методы и средства социализации клиентов.
6.94.Обеспечивать (совместно с медицинскими работниками) сохранение и укреплениездоровья детей, проводить мероприятия по их психофизическому развитию.
6.9.5.Организовывать соблюдение обучающимися детьми режима дня, выполнение имидомашних заданий, оказывать им помощь в учебе, получении дополнительногообразования, вовлекать их в художественное и научно- техническое творчество,спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам, организовыватькультурно-массовую работу с детьми.
6.9.6.Организовывать (с учетом возраста детей) работу по их самообслуживанию,соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие вобщественно полезном труде.
6.9.7.Способствовать проявлению интереса обучающихся детей к определенному родудеятельности, сознательному выбору профессии, содействовать их трудоустройствуи дальнейшему обучению; проводить работу по предупреждению и искоренению у нихвредных привычек.
6.9.8.Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности обучающихся детей, ихсемейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействовать сродителями или лицами, их заменяющими.
6.9.9.Осуществлять мероприятия по социально-педагогической реабилитации детей.
6.10.Требования к юристу (юрисконсульту)
Юрист(юрисконсульт) должен:
6.10.1.Иметь соответствующее (специальное) образование; знать государственно-правовоеустройство Российской Федерации; Конституцию Российской Федерации; социальныеправа и гарантии населения; устройство системы правоохранительных органов,основы гражданского, уголовного, исправительно-трудового права; государственныегарантии на социальное обеспечение и обслуживание, охрану правнесовершеннолетних, инвалидов, одиноких людей; нормы семейного и жилищногозаконодательства; законы, регулирующие защиту материнства и детства; знатьспецифику социально-правовой (юридической) работы с различными социальными категориямии группами населения; организационную структуру, принципы и формы социальнойработы; порядок и организацию установления опеки, попечительства; организациюсоциальной защиты и пропаганды здорового образа жизни; знать технологию иметоды анализа социальных проблем; диагностику и способы разрешения конфликтов.
6.10.2.Вести работу по социально-юридической защите различных групп населения(несовершеннолетние, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.д.), оказывать имконкретные социально-правовые услуги по различным вопросам.
6.10.3.Проводить юридическое консультирование с учетом своей квалификации.
6.10.4.Вести постоянную информационную работу по социально-правовым вопросам склиентами учреждения.
6.10.5.Заниматься совместно с другими специалистами профилактикой правонарушений средиклиентов учреждения.
6.10.6.Систематически повышать свою квалификацию.
6.10.7.Устанавливать и поддерживать контакты с другими организациями, защищающимиправа и интересы граждан.
6.10.8.Содействовать работе по подготовке документов для представления всоответствующие органы и учреждения на лишение родительских прав, оформлениеопеки, попечительства и т.д.
6.11.Требования к медицинскому персоналу
Медицинскийперсонал должен:
6.11.1.Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законодательные,правовые акты и нормативные документы по вопросам здравоохранения и социальногообслуживания населения.
6.11.2.Иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалификацию,профессиональную подготовку и умело применять их в практической работе по своейспециальности при оказании социально-медицинских услуг клиентам учреждения.
6.11.3.Знать основы диагностики, гериатрии и геронтологии или педиатрии - всоответствии с профилем учреждения, профилактики заболеваний, пропагандыздорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинскиминструментарием и оборудованием.
6.11.4.Применять в своей работе современные методы диагностики, лечения илекарственного обеспечения клиентов.
6.11.5.Систематически повышать свою квалификацию.
6.12.Требования к педагогу-психологу (сурдопедагогу, педагогу-логопеду, педагогудополнительного образования)
Педагог-психолог(педагог, педагог-логопед, педагог дополнительного образования) должен:
6.12.1.Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другиенормативные акты по вопросам образования; нормативные документы, регулирующиевопросы здравоохранения, охраны труда, профориентации, занятости обучающихся(воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, возрастную,педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, социальнуюпсихологию, основы дефектологии, сексологии, психогигиены, психодиагностики;методы активного обучения, современные методы диагностики и коррекциианомального развития ребенка.
6.12.2.Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранениепсихического, соматического и социального благополучия обучающихся(воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждении.
6.12.3.Осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальнойдезадаптации обучающихся.
6.12.4.Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи(психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
6.12.5.Оказывать помощь обучающимся (воспитанникам), родителям или лицам, ихзаменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6.12.6.Участвовать в проведении психологической диагностики различного профиля ипредназначения.
6.12.7.Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программобразовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастныхособенностей личности обучающихся (воспитанников), способствовать развитию уних готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессиональногосамоопределения.
6.12.8.Определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) вразвитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушенийсоциального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию.
6.12.9.Формировать психологическую культуру обучающихся (воспитанников),педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе икультуру полового воспитания.
6.12.10.Консультировать работников учреждения по вопросам практического применения психологии,ориентированной на повышение социально-психологической компетентностиобучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, ихзаменяющих).
6.13.Требования к преподавателю (учителю), в том числе к учителю-дефектологу
Преподаватель(учитель) должен:
6.13.1.Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другиенормативные акты по вопросам образования; основы общетеоретических дисциплин вобъеме, необходимом для решения педагогических задач; знать педагогику, психологию,возрастную физиологию, школьную гигиену; знать методику преподавания предмета ивоспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению иоборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и ихдидактические возможности; основные направления и перспективы развитияобразования и педагогической науки.
6.13.2.Осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом спецификипреподаваемого предмета.
6.13.3.Использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, участвовать вразработке и реализации образовательных программ.
6.13.4.Обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиямгосударственного образовательного стандарта, и нести ответственность за егореализацию.
6.13.5.Организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся.
6.13.6.Обеспечивать выполнение учебных планов и программ.
6.13.7.Систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
6.13.8.Осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).
6.14.Требования к культорганизатору
Культорганизатордолжен:
6.14.1.Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты повопросам образования, педагогику и психологию, индивидуальные особенности иуровень культурного развития обслуживаемых граждан.
6.14.2.Организовывать культурно-досуговую деятельность, клубные формы реабилитационнойдеятельности в учреждении, используя различные ее виды и формы (посещениетеатров, выставок, экскурсии, демонстрация художественных и научно-популярныхфильмов, проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий).
6.15.Требования к инструктору по труду
Инструкторпо труду должен:
6.15.1.Знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования; возрастную испециальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену; формы и методыобучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации поорганизации трудового обучения и воспитания; действующие стандарты итехнические условия, касающиеся эксплуатации оборудования и технических средств,основы организации труда.
6.15.2.Формировать у клиентов трудовые умения и навыки, готовить их к применениюполученных знаний на практике.
6.15.3.Проводить с клиентами профориентационную работу, организовывать их общественнополезный и производительный труд, обеспечивать выполнение программы обучения.
6.15.4.Принимать необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническимисредствами и материалами, отвечать за их сохранность и рациональноеиспользование.
6.15.5.Организовывать проведение текущего и профилактического ремонта оборудования итехнических средств или осуществлять его.
6.15.6.Обеспечивать выполнение клиентами требований охраны труда и техникибезопасности, отвечать за их жизнь и здоровье в период образовательногопроцесса, оказывать им первую доврачебную помощь.
6.16.Требования к инструктору производственного обучения рабочих массовых профессий
Инструкторпроизводственного обучения рабочих массовых профессий должен:
6.16.1.Знать законы и другие нормативные акты, касающиеся вопросов подготовки рабочихмассовых профессий; учебные программы и тарифно-квалификационные характеристикипрофессий рабочих; принципы и методы производственного обучения;технологический процесс производства; устройство и взаимодействие узлов имеханизмов обслуживаемых машин и станков; знать правила техническойэксплуатации оборудования; ассортимент вырабатываемой продукции; требования,предъявляемые к качеству сырья, полуфабрикатов, итоговой продукции; передовыеметоды организации, планирования труда и выполнения рабочих приемов и операцийпо соответствующим профессиям; способы контроля и анализа работы обучаемыхрабочих; знать порядок учета выполнения программ труда обучаемых и ихуспеваемости; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техникибезопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
6.16.2.Обучать неквалифицированных рабочих, учеников современным приемам выполненияпроизводственных операций, работы на машинах, станках и т.п.
6.16.3.Планировать учебную работу и вести учет выполнения программ производственногообучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости.
6.16.4.Осуществлять контроль за обеспечением безопасных условий работы учеников имолодых рабочих и за оснащением рабочих мест всем необходимым для выполненияработы.
6.16.5.Проводить вводный и текущий инструктаж всех вновь поступающих рабочих.
6.16.6.Изучать и обобщать передовой опыт работы по соответствующей профессии,передавать его рабочим в целях повышения их квалификации, внедрениярациональных приемов и методов работы.
6.16.7.Контролировать правильность выполнения рабочими технологических операций,качество и производительность их труда.
6.16.8.Проводить дополнительный инструктаж рабочих для устранения выявленныхнедостатков.
6.17.Требования к музыкальному руководителю
Музыкальный руководитель должен:
6.17.1. Иметь соответствующее (специальное)образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования,педагогики и психологии, знать индивидуальные особенности музыкальноговосприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;знать музыкальные произведения детского репертуара; основы дефектологии исоответствующие методики при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
6.17.2. Осуществлять развитие музыкальныхспособностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников,формировать их эстетический вкус, используя разные виды и формы организациимузыкальной деятельности.
6.17.3. Профессионально владеть техникой исполненияна музыкальном инструменте.
6.17.4. Определять направления педагогическойдеятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, атакже их творческих способностей, в том числе в области музыки.
6.17.5. Осуществлять мероприятия по реабилитациидетей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, используя музыкальнуюдеятельность.
6.18.Требования к работникам, обеспечивающим административно-хозяйственнуюдеятельность учреждения
6.18.1. К работникам, обеспечивающимадминистративно-хозяйственную деятельность учреждения по предоставлениюсоциальных услуг, относятся:
- финансовые работники (главный бухгалтер,бухгалтер, кассир);
- работники общественного питания (повар,шеф-повар, буфетчик, официант, мойщик посуды и др.);
- работники хозяйственных служб (заведующийхозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик помещений, парикмахер,техник, дворник, лифтер и др.).
6.18.2. Работники, обеспечивающие деятельность учреждения, должны руководствоваться в своей работе требованиями, изложенными в 5.4 настоящего стандарта.
Библиография
[1] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1 994 г. № 66
[2] Тарифно-квалификационные характеристики(требования) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 32
[3] Квалификационный справочник руководителей, специалистов и других служащих учреждений, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации № 37 от 21 августа 1998 г. № 55
Ключевые слова: социальное обслуживание, принципы социального обслуживания, персонал учреждения, требования к персоналу, заведующий отделением, специалист по социальной работе, социолог, психолог, социальный работник, социальный педагог, воспитатель, юрист (юрисконсульт), медицинскийперсонал