Телефон/Факс:

(8635) 24-02-44

   Государственное казённое учреждение социального

обслуживания Ростовской области центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей,

"Новочеркасский центр помощи детям № 1" 

 

shapka3

Памятка для замещающих родителей

Замещающие родители должны:

 Обеспечивать безопасную среду проживания для ребенка.

 Помогать ребенку в создании доверительных и дружеских отношений в замещающей семье.

 Помогать ребенку, если это, возможно, поддерживать контакт и взаимоотношения с биологической семьей и его родственниками.

 Помогать ребенку понять причины того, почему он вынужден жить вдали от родной семьи, с другими родителями. Критика и унизительные высказывания в адрес биологических родителей полностью запрещаются.

 Поддерживать ежедневный распорядок семьи и создать подходящий распорядок дня для ребенка.

 Обеспечить полноценные условия для воспитания и развития (физического, социального, психического) приемного ребенка.

 Оказывать помощь ребенку в эмоциональном выражении своих чувств и мыслей.

 Управлять поведением ребенка, как в семье, так и за ее пределами, а также создавать барьеры для проявления негативных поступков.

 Обеспечивать ребенку возможность при необходимости доступа к услугам врача, социального педагога, психолога.

 Сообщать о любых изменениях или нарушениях в поведении ребенка, его эмоциональной стабильности, и т.п. специалистам службы сопровождения. Например, изменения в отношениях с домочадцами, школе, появлении новых «настораживающих» знакомых.

 Гарантировать, что все потребности приемного ребенка удовлетворяются с учетом его интересов.

 Сохранять чувство индивидуальности ребенка, при этом воспитывать в нем чувство причастности к замещающей семье.

 Уважать и сохранять конфиденциальность информации о приемном ребенке и их биологической семье.

 Знать и понимать важность сохранения информации, касающейся ребенка, его истории жизни, и тех положительных изменений, которые с ним происходят. Для замещающих родителей это должно означать то, что они должны вести дневник и фиксировать основные эпизоды жизни и развития ребенка в их семье (как положительные, так и проблемные).

 Осознавать важность факта, что при условии, если культура или религиозные воззрения ребенка отличатся от принятых в замещающей семье, ни в коем случае не препятствовать и не применять силовые меры по изменению ни того, ни другого аспекта.

Как понять мотив ребенка.
Понять, с чем именно вы столкнулись, можно по описанным особенностям поведения и по возникающей у вас при этом эмоции.
Если вы почувствовали раздражение - это просто борьба за ваше внимание (что бывает чаще всего).

Ваша эмоция гнев - ребенок борется за власть, с чрезмерной опекой.

Вы обижены - вам мстят.

Вы чувствуете безнадежность или отчаяние - ребенок разуверился в себе.

Если Вы хотите добиться изменений в поведении ребенка, то нужно перестать реагировать привычным образом.

И обязательно набраться терпения: при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить плохое поведение – будет проверять ваши намерения.

Борьба за власть, самоутверждение против чрезмерной опеки.
Поведение ребенка: отказывается делать то, что от него хотят.

Обычная реакция взрослых: пытаются использовать свою власть, заставляют, начинают сердиться.

Ответ ребенка на реакцию взрослых: упрямится, усиливает неповиновение.

Рекомендации: избегать борьбы за власть.

Желание отомстить, взять реванш.
Поведение ребенка: вредит или портит вещи, может оскорбить.

Обычная реакция взрослых: считают ребенка подлым, злым, чувствуют гнев, обиду.

Ответ ребенка на реакцию взрослых: чувствует себя оскорбленным, стремиться отплатить еще и за это.

Рекомендации: не показывать свои гнев и обиду.
Потеря веры в собственный успех.
Поведение ребенка: неспособен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи.

Обычная реакция взрослых: соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Ответ ребенка на реакцию взрослых: остается беспомощным.

Рекомендации: поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.
Застенчивый ребенок.
Для застенчивых детей характерно следующее:
 трудности в установлении контактов;
 трудности в выражении своего мнения и отстаивании своих прав;
 неумение заводить друзей;
 чрезмерная сосредоточенность на себе;
 негативные переживания одиночества, тревожности, депрессии;
 стремление оградить пространство своей личности от постоянного вмешательства;
 стремление уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным;
 осторожность в своих действиях, высказываниях;
 ориентация на оценку своих действий, острая и аффективная реакция на замечания взрослого;
 слабое проявление своих эмоций.

Возможные причины появления застенчивости:
 биологические, связанные с типом нервной системы ребенка;
 излишняя строгость и авторитарность родителей;.
 недостаточное внимание к личности ребенка;
 чрезмерная фиксация родителей на «правильности» поведения ребенка;
 травмирующая ситуация (ребенка могли наказать без причины, обидеть, обозвать) повлекшая за собой появление застенчивости;
 страх ребенка быть неодобренным, не соответствовать ожиданиям окружающих;
 слабая эмоциональная поддержка, приводящая к формированию у него чувства своей слабости и изолированности от других.

Рекомендации:
1. Понаблюдайте за ребенком, доставляет ли ему застенчивость неудобства или комфорт. Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее. В борьбе с застенчивостью наберитесь терпения - она не пройдет за один день.
2. Понаблюдайте за своим поведением – что в нем «запускает» застенчивость ребенка. Ведите себя спокойно и невозмутимо. Не показывайте ребенку озабоченность его застенчивостью. Никогда не торопите ребенка, дайте ему время привыкнуть к новому окружению. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Не полагайтесь на чужое мнение о вашем ребенке.
3. Помогите поднять самооценку ребенка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку. Выражайте свою любовь к ребенку в реальном поведении. Любите ребенка просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию глазами ребенка. Обращайте внимание на достижения и хорошие поступки ребенка.
4. Воспитывайте в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она. на первый взгляд ему не нужна.
5. Помогите ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддерживаете его уверенность в себе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справиться с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию внесите в нее элемент воображения. Поговорите с ребенком от имени придуманного персонажа, разыграйте смешную сценку. Это разрядит напряженность, отвлечет ребенка от самого себя, придаст ему смелости.
6. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня». «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
7. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он бы мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
8. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как попрощаться.
9. Помогите ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства. Помогите ребенку снять внутренне напряжение, почувствовать себя свободно. В этом вам помогут специально организованные игры. Подвижные игры со взрослым помогут ребенку выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, установить с вами непосредственные отношения на основе равенства, сопереживания. Игры-соревнования помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. Игры-пантомимы способствую! раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций. Это могут быть такие игры как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел», «Фанты» и др. Игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей. Приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них.
Почему дети ведут себя плохо

Есть несколько распространенных причин подобного поведения:

1. Ребёнок пытается отстоять свои желания и права.
Ваш ребенок играет на улице, вы кричите ему, чтобы он немедленно шёл домой, а он начинает просить погулять еще. Вы начинаете злиться, кричать, чтобы он немедленно шел домой. А теперь задумайтесь над тем, что бы вы почувствовали, будь на месте своего ребенка. Ведь на него смотрят его друзья, а вы при них его обижаете и унижаете его достоинство, показываете свою власть над ним. Ребёнок затаит на вас обиду и может исподтишка мстить, надеясь когда-нибудь взять верх над вами.
Что можно сделать в этой ситуации? Прежде всего, прекратите кричать. Попробуйте пойти на компромисс, сказав: «Хорошо, я разрешаю тебе погулять ещё минут 15, но за это ты мне поможешь сделать уборку». И ребёнок останется доволен, и у вас будет помощь по дому.
У ребёнка должно быть право выбора. Если ребёнок не любит мыть посуду, то предоставьте ему самому выбрать, какие обязанности он будет выполнять по дому. Вы можете заранее предупредить ребёнка, когда вы ждете ребенка домой.
Учите ребёнка говорить «нет». Ребёнок имеет право отказать вам в выполнении тех или иных ваших просьб, но делать это вежливо. Если вы будете подавлять его желание вам отказать, то он всё равно придумает способ не делать то, что не хочет, например, солгать вам, что болен. А в подростковом возрасте умение отказывать очень пригодится, когда будет предлагаться много различных соблазнов, таких как наркотики, алкоголь и т.д. Ребёнок, который не умеет говорить «нет», попадает в трудную ситуацию из-за боязни отказать.
2. Привлечение внимания
Вы заняты стиркой, ваш ребёнок ходит хвостом за вами, путается под ногами и не реагирует ни на какие просьбы пойти поиграть в другом месте. Естественно это начинает раздражать. Что же происходит? Ребёнок пытается привлечь к себе ваше внимание, но так как вы на него не реагировали и он испробовал все доступные способы, он нашёл новый способ – более действенный. Ваш гнев-это тоже внимание, хотя и отрицательное. Для начала остановитесь, обнимите, погладьте ребёнка, пусть он видит, что не безразличен вам. Затем можно попросить ребёнка вам помочь со стиркой, либо попробовать договориться, что если он сейчас пойдёт и поиграет один, то позже вы, например, сходите с ним погулять.
3. Обида
Родители часто не догадываются, что своими криками, угрозами, понуканиями настраивают детей против себя, а ребёнок затаивает обиду. Его месть может проявляться не напрямую, а косвенно: забывает выполнять ваши просьбы, «случайно» портит ваши вещи, дерётся с детьми, если это подросток, то он может начать курить, пить, принимать наркотики и т. д.
Если вы поругались с ребёнком и наговорили друг другу грубостей, то после того, как оба остынете, подойдите к ребёнку и извинитесь. Скажите, что вы зря всё это сказали, вы были очень расстроены и рассержены и не смогли сдержаться. В том, что вы просите прощение у
ребёнка, нет ничего зазорного, наоборот, вы подадите пример своему ребёнку, покажите ему, что любите и понимаете его.
Так же ребёнку может быть очень обидно, что вы игнорируете и не уважаете его права. Его ответное действие будет в свою очередь неуважение к вам. Поэтому, разговаривайте с ним как с равным, стучитесь, прежде чем войти в его комнату, не критикуйте при друзьях. Не лезьте с расспросами, когда он хочет побыть в одиночестве. Не сравнивайте с другими детьми, это может быть очень обидно и неприятно. Уважайте его точку зрения.

4. Неуверенность в себе
Вы заметили, что ваш ребёнок перестал выполнять работу по дому, не хочет садиться за уроки. Вы в замешательстве, не можете понять, что происходит, пытаетесь узнать у ребёнка, что произошло, а ребёнок на все ваши попытки отвечает «Не хочу», « Не знаю», « Не умею» или просто начинает капризничать и говорить, что устал.
Возможно, вы требуете от него идеального исполнения любых дел и ребёнок панически боиться сделать что-то неправильно, либо он не уверен своих силах. Поймите, что в такой ситуации ребёнок чувствует, что ни на что не способен, что у него никогда ничего не получится, что он самый глупый и бездарный. Поэтому и занимает позицию по принципу: «Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается».
Во-первых, постарайтесь чаще хвалить и ободрять, даже если ребёнок сделал что-то не совсем правильно. Не требуйте слишком много, ставьте небольшие задачи, чтобы ему было проще. Если ребёнок на какую-то вашу просьбу говорит «я не могу», попробуйте ему объяснить, что ошибаются все и в этом нет ничего страшного. Вы можете делать вместе то, что не получается у ребёнка. Но старайтесь ничего не делать за него! Так вы не научите ничему, кроме манипуляции. И помните, что ребёнку нужно ваше одобрение, а не упрёки типа: «Ты не на что не способен», «От тебя никакого толку, бездарность» и т. д.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ